Немский муниципальный округ пгт. Нема
Кировская область

СИМ: модная игрушка или средство повышенной опасности

Средства индивидуальной мобильности (СИМ) продолжают увеличивать свой парк по стране. С таянием снега традиционно начнется сезон езды на электросамокатах, гироскутеров, сигвеев и других средствах индивидуальной мобильности.
СИМ: модная игрушка или средство повышенной опасности.

Что такое СИМ?

Напомним, что с марта прошлого года, начали действовать поправки в правила дорожного движения, касающиеся водителей СИМ. Теперь, согласно пункту 1.2 ПДД, СИМ — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Отметим, что СИМ теперь приравниваются к пешеходам только в тех случаях, когда лица спешиваются и везут эти средства рядом с собой. К ним также относятся люди, передвигающиеся в инвалидных колясках, на роликовых коньках и др. Однако владельцы электросамокатов и других подобных средств передвижения при нарушении ПДД несут ответственность, как велосипедисты.

Действующие правила

Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов (пункт 24.1 Правил).

В пешеходной зоне, по тротуару, пешеходной дорожке – в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:

- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

- лицо, использующее для передвижения СИМ, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения СИМ, или велосипедиста в возрасте до 14 лет; по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним; по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий: - отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним; - СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, 2 световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

Движение несовершеннолетних, использующих для передвижения СИМ, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.3 Правил). Движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения СИМ, должно осуществляться только в сопровождении взрослых (пункт 24.4 Правил).

Движение на СИМ должно осуществляться по правому краю проезжей части только в один ряд. При этом запрещаются обгон, объезд с левой стороны транспортного средства. Запрещается движение со скоростью более 25 км/ч.

Пешеходы в приоритете

Кроме того, если движение осуществляется по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) и подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, такое лицо должно спешиться с СИМ или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, пешеходы имеют приоритет. При пересечении проезжей части вне перекрестка лицо, использующее для передвижения СИМ, обязано уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней (пункт 24.6(1) Правил).

Пешеходы при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ (пункт 4.1 Правил). Лица, ведущие СИМ, при движении по краю проезжей должны следовать по ходу движения транспортных средств (пункт 4.1 Правил). Лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов (пункт 6.10 Правил). При этом такие лица, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений (пункт 6.14 Правил). При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - 3 пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 Правил).

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает (пункт 13.1 Правил). На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения СИМ, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления (пункт 14.3 Правил). В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения СИМ (пункт 17.1 Правил). При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения СИМ, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения (пункт 17.3 Правил). В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на СИМ должны быть включены фары или фонари (пункт 19.1 Правил).

Могут и оштрафовать

Нарушение Правил лицом, использующим для передвижения СИМ, квалифицируется по части 2 статьи 12.29 КоАП РФ, а совершенное в состоянии опьянения – по части 3 данной статьи и повлечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей в первом случае и от 1000 до 1500 рублей во втором случае. Нарушение Правил лицом, использующим для передвижения СИМ, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, квалифицируется по части 1 статьи 12.30 КоАП, а повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – по части 2 данной статьи и повлечет наложение административного штрафа в размере 1000 тысячи рублей в первом случае и от 1000 до 1500 рублей во втором случае.

Нужны ли «корочки»?

СИМ не подлежат государственной регистрации. На владельцев СИМ не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО). Для передвижения на СИМ гражданам не требуется водительское удостоверение на право управления транспортным средством. Однако, в случае, если двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеет электродвигатель с номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, то оно в соответствии с Правилами может быть отнесено к мопедам. То есть они должны иметь фары ближнего и дальнего света, световозвращатели, передние и задние габаритные огни, сигналы торможения, указатели поворота, устройства для освещения заднего регистрационного знака, защиту транспортного средства от несанкционированного использования, специальные предупреждающие огни, оснащение шинами, оснащение устройствами непрямого обзора и для управления ими необходимо наличие права управления транспортными средствами соответствующей категории «М». При этом нарушения, совершённые на таких транспортных средствах, подлежат квалификации по соответствующим статьям главы 12 КоАП.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie