Немский муниципальный округ пгт. Нема
Кировская область

Пешеход всегда прав! Пока жив. Довольно часто приходится слышать мнение водителей, что пешеходы на дороге в темное суток все чаще напоминают зомби из фильмов ужасов, не знают куда и за чем бредут.

Пешеход всегда прав! Пока жив.  Довольно часто приходится слышать мнение водителей, что пешеходы на дороге в темное суток все чаще напоминают зомби из фильмов ужасов, не знают куда и за чем бредут..

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов традиционно вызывают резонанс среди граждан. Люди, обычно, бурно реагируют на такие новости и, несмотря на не полную информацию о поведении всех участников ДТП, чаще встают на сторону пешеходов. О том, что стояло за происшествием, задумываются разве что автолюбители, которые сами регулярно сталкиваются с неосторожным, а то и наглым поведением пешеходов на дороге. Кому-то повезло, и он среагировал, а потом, утерев холодный пот, поехал дальше, а кому-то не повезло...

«Пешеход всегда прав. Пока жив», - цитата Жванецкого и сейчас актуальна как никогда. Водителей резонно раздражают ситуации, когда пешеход при наличии широкой обочины или тротуара (пешеходной дорожки) занимает значительную часть проезжей части, предназначенной для передвижения транспортных средств, при этом вальяжно и не спеша передвигаясь.

Данная ситуация не допустима. Что с этим делать и как поступить? С точки зрения Правил дорожного движения пешеход не может находиться на проезжей части без цели ее перехода в неустановленных для этого местах, иными словами пешеход не имеет права передвигаться по проезжей части. Для передвижения данных участников предусмотрены обочины и тротуары. Особенно опасно такое поведение пешеходов в темное время суток.

Всех пешеходов-нарушителей можно условно разделить на несколько групп. Больше всего водителей раздражают беспечные пешеходы. Чаще всего нарушитель ПДД – это мужчина, среднего или пожилого возраста, в темной одежде (без световозвращающих элементов) и в большинстве случаев с признаками алкогольного опьянения. Они как темные подснежники вытаяли, после зимнего сезона, и вышли на дорогу, зачастую плохо ориентируются в пространстве, в силу своего состояния. И, как мотыльки в темноте, идут на свет, а, зачастую, этот свет является светом от фар приближающегося автомобиля.

Второй тип пешеходов – это пожилые женщины. Которые, в отличие от первых, в трезвом уме и ясной памяти, абсолютно четко ориентируются в пространстве, знают от куда и куда направляются. Но, к сожалению, имеют нулевые знания правил дорожного движения. Это как раз то поколение «за 60» которые выросли во времена когда по дорогам в дневное время ездили в основном автомобили каких-либо предприятий, в ночное время движение по дорогам практически не было, так как частных машин было мало. Сделав замечание, этой категории пешеходов, в ответ очень часто можно услышать: «Всю жизнь здесь хожу и ничего, только Вам мешаю!». Объяснить им, что они нарушают Правила дорожного движения, бывает тоже довольно сложно. В настоящее время движение транспорта в ночное время не уступает интенсивности движению в дневное время. Таким образом эти женщины-пешеходы как и первая группа подвергают свою жизнь опасности. На деле же они боятся всего на свете, но по какой- то причине смело шагают на проезжую часть, порой даже не глядя по сторонам, уверовав в свою «правоту».

Третья группа пешеходов - это молодежь, которая ходит «стайками», зачастую состоит из подростков, как мальчишек так и девчонок. Данным пешеходам свойственно идти по дорогам в темное время суток, при этом они занимают большую часть дороги, предназначенную для движения автомобилей. Ребята оценивают себя «бессмертными», считают, что в аварию может попасть кто угодно но не они. Никто из ребят не хочет идти сзади, или друг за другом, на тротуарах им тесно. Они хотят идти по дороге в одну линию.  При этом они грамотные и знают Правила дорожного движения, но всё равно их нарушают.

За нарушение ПДД пешеход может быть привлечен к административной (предупреждение, штраф), уголовной (ограничение, лишение свободы, арест, принудительные работы) и гражданской ответственности (возмещение вреда).

Наиболее часто в отношении пешеходов применяется ст. 12.29 ч.1 КоАП РФ. Так, например, если пешеход перешел на запрещающий сигнал светофора, либо осуществил движение вдоль проезжей части при наличии тротуара, либо в попутном направлении транспортных средств, либо вышел на проезжую часть без цели ее перехода, то нарушителя могут оштрафовать на 500 рублей или вынести предупреждение. Тоже самое касается пешеходов двигавшихся вне населенного пункта в темное время суток без предметов со световозвращающими элементами. Довольно часто, за это правонарушение можно наблюдать у людей занимающихся скандинавской ходьбой. Однако, если выходя на проезжую часть пешеход создал помехи в движении транспортных средств (ст. 12.30 ч.1 КоАП РФ), штраф увеличится до 1000 рублей. Если такое деяние повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.30 ч.2 КоАП РФ) – штраф от 1000 до 1500 рублей.

Если пешеход своими действиями спровоцировал аварию и кто-то серьезно пострадал (получил тяжкий вред здоровью или наступила смерть), то за такое деяние предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.

Пешеходы также несут гражданскую ответственность за причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью и морального вреда на общих основаниях, в том числе и перед владельцами источников повышенной опасности – автомобилей, мотоциклов и иных транспортных средств.

Как ни странно, но пешеход является самым свободным участником дорожного движения.  Он свободен от замкнутого пространства в автомобиле, от ограниченного маневра на велосипеде. Пешеход может моментально изменить направление своего движения, скорость. Но, согласитесь, эта свобода – не должна быть опасна для других участников дорожного движения и самих пешеходов. Каждый из нас в праве одеваться так как хочется. Но если пешеход идёт в тёмное время суток, в темной одежде, без светоотражателей на проезжей части дороги, то водитель может просто на просто его вовремя не заметить. И как результат, может пострадать не только пешеход, но и люди находящиеся в транспортном средстве. Таким образом, важный фактор уязвимости пешеходов– отсутствие знаний норм и правил поведения на дороге или же пренебрежение ими.    

Начальник отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Алексей Викторович Петров.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie